Сегодня по Твиттеру гулял новый анекдот.
Зашли как-то Марк Цукерберг и Павел Дуров в кафе. «Мне лате и кекс», -
говорит Марк официантке. «Мне то же самое», - добавил Павел Дуров.
Можно сколько угодно обвинять Павла Дурова и его «Вконтакте» в
плагиате с Facebook, но факт остается фактом – сегодня это самая
популярная социальная сеть не только в России, но и в Украине. По
крайней мере, об этом свидетельствуют данные опроса компании GfK
Ukraine: «Вконтакте» ежедневно посещает 67% аудитории Уанета, а тот же
Facebook 43%. Причем эта социальная сеть наряду с Twitter имеет
сравнительно низкие показатели частоты посещения: четвертая часть
зарегистрированных вовсе не пользуются своими аккаунтами в этих сетях.
Впрочем, этому феномену есть множество объяснений. У Facebook
множество клонов по всему миру и рано или поздно они прекращают свое
существование. «Вконтакте», в отличие от них, можно назвать
самостоятельным проектом. Да, он был когда-то похож на Facebook, но
несомненной заслугой его руководства была постоянная работа над
проектом, которые никогда не застывал на месте. Соцсеть «Вконтакте»
менялась, добавлялись какие-то функции, что-то отменялось, были
скандалы, недовольство пользователей, «дуров-верни-стену!»,
«дуров-верни-голоса!», «дуров-верни-свободную-регистрацию» и т.д. В
итоге Дуров возвращал обновленный продукт, аудитория которого продолжала
расти и который, как ни странно, вызывал положительные отзывы в среде
интернет-маркетологов, оценивших конверсию с высокотаргетированной
рекламы, разработчиков приложений и прочей инфраструктуры, которая
обеспечивает доход социальной сети.
Facebook построена вокруг новостей, а «Вконтакте» вокруг контента
(пока еще). Это всем известно. Но это не значит, что вся аудитория
«Вконтакте» ходит туда за бесплатной музыкой или фильмами. Пользователи
сети «ВКонтакте» являются самыми активными: 65% зарегистрированных в
этой сети проверяют обновления один или несколько раз в день. Близко к
этому показателю подошла только Google Plus - 47%. Зато пользователи
таких сервисов, как Livejournal, Twitter и Facebook - даже при
достаточно высоких показателях регистрации в некоторых из них - делают
это реже всего (соответственно 30%, 28% и 25% отметили, что проверяют
обновления очень редко и почти не пользуются социальной сетью).
«Вконтакте» догоняют по популярности «неубиваемые» «Одноклассники».
Сколько раз этой сети пророчили крах и забытье, критиковали за
юзабилити, спорные методы монетизации, устаревшую модель и пр. А обойти
ее удалось только Павлу Дурову. 58% постоянных пользователей
«Одноклассников» настойчиво ищут друг-друга именно там. Многие при этом
слухом не слыхали про какой-то Facebook (43%), не говоря уже про Twitter
(12%), Google+ (9%), Livejournal (6%) и LinkedIn (5%). Сеть «Мой мир»
(41%) находится на четвертом месте по популярности и, думается, имеет
большое пересечение аудиторий именно с «Одноклассниками».
Facebook, несмотря на третье место, является самой перспективной
сетью для дальнейшего развития в Украине. Постепенно эта сеть
превращается в инфраструктурный проект, в нечто большее, чем просто
социальная сеть. Facebook используют, как коммуникативную площадку в
ТВ-проектах, медиа-решениях. Бизнес создает там страницы и вовлекает
потребителей. Рекламисты и маркетологи решают массу задач и не только по
привлечению аудитории.
По демографическим параметрам ситуация такая: самой молодежной, судя
по среднему возрасту сторонников, является социальная сеть «Вконтакте»,
где зарегистрировано 95% интернет-пользователей в возрасте от 16 до 25
лет против 66% всех возрастов в целом. Респонденты группы 26-35, а также
старше 36 лет предпочитают сети «Одноклассники» (75% и 59%
соответственно). Пользование Facebook с возрастом снижается
незначительно. Среди других сетей - Twitter и Google Plus популярные,
прежде всего, среди молодежи, «Мой мир», Livejournal и Linked-In - среди
возрастных групп 26-35 лет и старше.
Заметно, что самая активная интернет-аудитория – это молодежь.
Наглядный пример смены поколений в Интернете, демонстрирует ситуация с
ЖЖ. Еще несколько лет назад Livejournal был мегапопулярной
блог-платформой в Рунете. Сейчас его аудитория выросла, «заматерела»,
обзавелась работой, детьми, «реальной» жизнью и не имеет времени и
желания что-то писать, читать всю френдленту, отвечать на все комментарии, да и вообще комментировать, в особенности объемно. Эту тенденцию легко подтвердят блогеры-старожилы.
Женщины значительно активнее мужчин используют большинство социальных
сетей: 76% пользователей женского пола против 58% мужского на
«Вконтакте», 60% женщин против 56% мужчин на Facebook. Единственный
сервис, которым более склонны пользоваться мужчины – это Twitter: 13%
любителей этой сети среди мужчин против 11% среди женщин. Для мужчин
более характерно регистрироваться в сети и не пользоваться личным
аккаунтом: если среди зарегистрированных в сети «ВКонтакте» мужчин 9% не
посещают собственные страницы, то среди женщин таких лишь 1%, и
подобная тенденция распространяется практически на все социальные сети.
Еще одна тенденция, которую подчеркнули результаты исследования GfK
Ukraine –мобилизация Интернета и использование социальных сетей с
мобильных устройств. 34% интернет-пользователей отметили, что используют
мобильный телефон или смартфон для проверки обновлений в социальных
сетях. Это говорит о том, что ценность постоянного присутствия онлайн
растет и поддерживается современными технологиями. И кто знает, как
далеко шагнет прогресс в ближайшие годы? Сегодня многие из нас проводят
совокупно несколько часов в социальных сетях в день, а завтра это будет
постоянный онлайн. Грань между виртуальным образом и общением начнет
стираться и… недалеко до футурологических прогнозов, где фантазии
перемешиваются с реальностью.
Сергей Коноплицкий