В России произошел долгожданный прорыв в производстве гироскопов нового поколения
Опубликовано ssu-filippov в 5 мая, 2011 - 04:15
Родившись как приборы в начале XIX столетия, гироскопы
прошли за это время солидную эволюцию — от маятника Фуко до небольшой
коробочки, где бегают лазерные лучи, а момент вращения автоматически
вычисляется цифровым процессором. Впрочем, в мире они шагнули еще
дальше — и в смысле уменьшения габаритов за счет принципиально новых
технических решений, и в смысле точности. Нам, как это уже стало
привычно, в последние годы приходится усиленно догонять зарубежных
«партнеров». Слава богу, что в системе Роскосмоса еще находятся
энтузиасты, способные на прорыв в области инноваций.
Один из таких людей, чья группа после затянувшегося перерыва
возобновила отраслевой «гироскопический» прогресс, — главный конструктор
по направлению НПО измерительной техники, кандидат технических наук,
член-корреспондент Российской академии космонавтики имени
К.Э.Циолковского Альфред Пестунов.
Мы еще сможем удивить
— Создание нашего центра в НПО ИТ не вполне тривиальное,—
рассказывает Альфред Николаевич. — Ведь нашу продукцию назвать
«измерительной техникой» можно с большой натяжкой. В начале 1960-х
годов, когда я пришел работать после окончания института, мы были
структурным «гироскопическим» подразделением ЦНИИмаш. От составления
научно-технических методик и написания заключений мы проделали путь к
макетированию новых изделий и опытно-конструкторским работам по ним. В
ЦНИИмаш в 1980-х годах наше направление активно поддержал Г.Г.Райкунов,
взяв его под свое прямое подчинение. Неудивительно, что когда он
возглавил НПО ИТ, часть людей перешла за ним сюда, с темой по созданию
принципиально нового малогабаритного гироскопа. Это было очень
перспективное направление НИОКР, заделы по которому легли в ту
разработку, о какой мы здесь говорим.
Сегодняшняя специализация нашего центра — разработка систем управления и гироскопических приборов на основе волоконно-оптических гироскопов.
К этим приборам предъявляются жесткие массогабаритные требования — ведь
малогабаритные космические аппараты и ракеты, на которых они будут
стоять, весят не более нескольких центнеров. Энергопотребление таких
гироскопов также должно быть минимально, а ресурс работы, наоборот,
максимальный.
Гироскоп — быстро вращающееся твердое
тело, основа одноименного устройства, способного измерять изменение
углов ориентации связанного с ним тела относительно инерциальной системы
координат. Гироскоп изобрел Иоганн Боненбергер и опубликовал описание
своего изобретения в 1817 году. В 1832 году американец Уолтер Р. Джонсон
придумал гироскоп с вращающимся диском. В 1852 году французский ученый
Фуко усовершенствовал гироскоп и впервые использовал его как прибор,
показывающий изменение направления движения.
Преимуществом гироскопа перед более древними приборами
является то, что он правильно работает в сложных условиях (плохая
видимость, тряска, электромагнитные помехи). Однако гироскоп быстро
останавливался из-за трения. Во второй половине XIX века было предложено
использовать электродвигатель для разгона и поддержания движения
гироскопа. Впервые на практике гироскоп был применен в 1880-х годах
инженером Обри для стабилизации курса торпеды. В XX веке гироскопы стали
использоваться в самолетах, ракетах и подводных лодках вместо компаса
или совместно с ним.
Килограмм откровений
Рис. 1.
…На столе у Альфреда Пестунова лежит гироскопический прибор для
космического аппарата «Фобос-Грунт» — коробочка размером с крупное
яблоко традиционной алюминиевой «космической» окраски с надписью
«бесплатформенный инерциальный блок». Весит этот блочок — всего
килограмм, что, по крайней мере, на порядок меньше своих механических
предшественников. В открытом космосе он будет выполнять важнейшую
задачу — точно определять координаты летящего тела.
Моноблоки полностью герметичны и заполнены азотом, работают при любой
космической температуре и давлении. Потребляет прибор всего около
8 Ватт от бортовой 27-вольтовой батареи. Существующие российские аналоги
«кушают» электроэнергию гораздо прожорливей — десятками, а то и сотнями
ватт! Объясняется такое расхождение параметров не только глубоко
интегрированными мультифункциональными электронными платами, но и тем,
что разработчикам подразделения Пестунова удалось отказаться от тяжелых
защитных кожухов, обеспечивающих термозащиту нежной электронике. «А как
же быть с точностью измерений?» — спросите вы. На это инженеры дали
весьма остроумный ответ, поставив на каждый гироскоп свой предварительно
откалиброванный чувствительный термодатчик. На специализированном
испытательном стенде изучаются корреляции внешних температурных
изменений и показаний гироскопа. Кривые этой корреляции закладываются в
компьютерную программу, которая, подобно табличной «поправке на ветер»
при артиллерийской стрельбе, автоматически исправит показания прибора,
дав «поправку на температуру» в каждый дискретный момент.
Рис. 2.
Сам по себе метод известен, но не все готовы сделать на него основную
ставку. Пестунов с коллегами сделали — и не прогадали. Все наземные
испытания «бесплатформенный инерциальный блок» выдержал с честью.
Заказчику — НПО имени Лавочкина — уже поставлено 16 таких приборов,
полностью укомплектованы летные образцы. Если пуск по программе
«Фобос-Грунт» состоится в этом году — новые российские бесплатформенные
гироскопы выйдут на свою первую «надзорную» работу в космосе. Впрочем,
не совсем первую.
— 5 декабря прошлого года состоялся пуск аналогичного прибора второго
поколения на ракете «Тополь-Э»,— рассказывает Альфред Николаевич.— Мы
его сделали как экспериментальный — на собственные деньги НПО ИТ. После
этого он прошел через конкурс, который показал очень хорошие
результаты — то есть прибор полностью выполнил свою задачу.
Как это работает?
Основаны новые российские инерциальные системы на волоконно-оптических гироскопах и маятниковых прецизионных кварцевых акселерометрах,
которые определяют угловые скорости и линейные ускорения. Эти данные по
кабелю через интерфейс «Манчестер-2» передаются в центральный бортовой
компьютер, который обрабатывает ее и управляет летящим объектом.
Напомним слегка историю этой техники. До того как появились ЭВМ,
способные в реальном времени обрабатывать такого рода информацию,
гироскопы на космических аппаратах были механическими и использовались в
составе трех или четырехосных гиростабилизированных платформ. Они
принципиально не отличались от гирокомпасов, которые начали применяться
на кораблях и самолетах еще в начале XX века. Массивная
гиростабилизированная платформа имела большой вес и немалое
энергопотребление из-за наличия электроприводов. Понятно, что вся эта
конструкция была, ко всему прочему, очень «нежной».
К 70-м годам прошлого столетия обозначился переход от механических к
твердотельным гироскопам — сначала к лазерным, затем к
волоконно-оптическим, а также к построению бесплатформенных систем на их
основе. В таких системах гироскоп и акселерометр жестко закреплены на
изделии и вращаются вместе с ним. При этом цифровая машина вычисляет
отклонения относительно начального положения осей, то есть выполняет
роль карданова подвеса механических гироскопов. Это позволило резко
уменьшить вес и размер гироскопических приборов.
В основе работы волоконно-оптического гироскопа лежит так называемый эффект Саньяка — появление фазового сдвига встречных световых волн во вращающемся кольцевом интерферометре. Внутри таких гироскопов витками закручено около полукилометра оптического волокна толщиной до 100 микрон.
Излучатель испускает из этого волокна свет, который с помощью
оптического делителя разветвляет его на два противонаправленных луча.
Эти лучи вращаются в противоположные стороны. Если основание, на котором
они установлены, тоже начинает вращаться, то разница в прохождении
лучей в инерциальном пространстве дает информацию об угле вращения
летящего тела. Интерференционная картина измеряется фотоприемником.
В одной килограммовой коробочке, созданной группой А. Н. Пестунова и
умещающейся на ладони, находятся три таких гироскопа, в каждом из
которых по три катушки с намотанным оптоволокном, по три излучателя
фотоприемника акселерометра, а также обслуживающая аналого-цифровая
аппаратура и вторичные источники питания — чтобы измерять вектор
динамических параметров по трем пространственным осям координат: Х,Y, Z.
Именно эти три заветные буквы и написаны на корпусе изделия.
Микромеханические датчики получили самое широкое распространение во
многих приложениях, в том числе и в автомобильной электронике — в
системах управления ДВС, системах безопасности и стабилизации движения,
где требования к надежности и стойкости к механическим и климатическим
воздействиям весьма высоки.
В настоящее время MEMS-системы переживают «волну коммерциализации».
Переносные ПК оснащены трехосным акселерометром для защиты данных на
жестком диске при случайном падении ноутбука. В ряде мобильных телефонов
используются миниатюрные акселерометры сенсорной системы, что позволяет
упростить пользовательский интерфейс. К впечатляющим достоинствам таких
игровых устройств, как Nintendo Wii или Sony PS3, относится и
технология определения пространственного положения игрового контроллера.
На рынке бытовой электроники спрос на эти датчики будет расти еще
большими темпами. Например, датчики скорости рыскания применяются для
повышения стабилизации изображения в видеокамерах и фотоаппаратах. Более
того, предполагается реализовать сопряжение датчиков перемещения и
навигационных приборов (в том числе электронных компасов) в модулях для
измерения параметров движения, что позволит осуществлять персональную
навигацию с помощью переносных устройств.
Рис. 3.
Энтузиазм стоит дорого
Подобная конфигурация, равно как и сам принцип действия, придумана
давно и отнюдь не в НПО ИТ. Первыми такие бесплатформенные системы стали
применять американцы еще в программе полета на Луну «Апполон». Кстати,
именно работа подобного прибора спасла экипаж в знаменитом роковом
полете «Апполона-13». Бесплатформенная система была размещена на борту
лунного модуля. Когда после аварии топливной батареи экипажу пришлось
обесточить основной корабль и перейти в лунный модуль, то в режиме
строжайшей экономии электроэнергии управлять его курсом оказалось
возможным только благодаря тому, что новая система весила и потребляла
существенно меньше, чем гиростабилизированные платформы перелетного
модуля. — На борту корабля «Фобос-Грунт» будут стоять по два таких
прибора, — поясняет Альфред Николаевич, — на перелетном модуле и на
возвращаемом аппарате. Это значит, что на каждом из них одновременно
будут работать шесть гироскопов. Специальный алгоритм диагностики будет
определять: если вышел из строя один из каналов, то он алгоритмически
исключается из общей схемы. То есть заложена солидная «избыточность»,
совершенно необходимая для космической техники.
— В этом году мы должны сделать еще около десяти таких приборов для
комплектации лунных программ — «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб», — продолжает
Пестунов. — Два этих космических аппарата полетят и прилунятся на оба
или на один полюс нашего спутника, ориентировочно в 2013 году. А вообще
подобные бесплатформенные системы всегда разрабатываются с дальним
прицелом на модернизацию под межпланетные перелеты, где экономится
каждый грамм.
— Надо сказать, что работа по этим приборам шла практически на
энтузиазме, — подчеркивает Альфред Николаевич. — Вложенные средства были
непропорциональны полученной отдаче, на них нельзя было собрать большой
крепкий коллектив, пользоваться всем лучшим, что предлагает рынок,
работать методически и без авралов. Однако спасибо НПО имени Лавочкина
за то, что вообще поверило и «вложилось» в наш проект!
— Небольшими силами лет пять мы работали по этому прибору при
неопределенном режиме финансирования и потом еще года три — весьма
интенсивно. Мы провели комплексную отработку и оптимизацию всей
системы, — говорит Альфред Николаевич, — цифровых и аналоговых блоков,
источников питания, создав принципиально новую отечественную
гироскопическую аппаратуру.
Электронная база для приборов в рамках программы «Фобос-Грунт» —
практически полностью зарубежная, а для задач, где она должна быть
полностью отечественной, нам придется сильно изощряться, чтобы не
потерять в весе и энергопотреблении.
Сейчас нашему прибору уже присвоена литера «О», и мы вышли на путь
мелкосерийного производства. Хотя постоянное совершенствование, как я
уже говорил, происходит. Мы стремимся и к уменьшению массо-габаритных
характеристик и к повышению точности. Руководство НПО измерительной
техники и в первую очередь генеральный директор — главный конструктор
Владимир Артемьев поддерживает эту работу финансово и идеологически.
Группа исследователей из Телль-Авивского университета (Tel Aviv
University) во главе с Коби Шойером (Koby Scheuer) разработала
оптический гироскоп, размерами не превышающий булавочную головку. В
отличие от обычных гироскопов, используемых в авиации и судах и весом
почти килограмм, устройство вполне может быть интегрировано в чип. С
другой стороны, при сопоставимых с MEMS-гироскопами размерах,
используемых в мобильных телефонах и камерах, новинка обладает на
порядки большей точностью.
Принцип действия этого оптического «наногироскопа» основан на
измерении и сравнении изменений в длине волны микроскопических лазеров
(десятки микрометров в диаметре) при вращении. Размеры гироскопа не
превышают 1×1 мм и позволяют интегрировать его в чипы самого различного
назначения. Использование таких гироскопов в мобильных телефонах даст
точность позиционирования, намного превосходящую возможности гражданской
GPS. Но наиболее интересным применением такого гироскопа может
оказаться использование его в медицинских целях.
Высокая точность измерений позволит отказаться от традиционных
методов отслеживания капсулы с лекарствами и датчиками в теле пациента,
когда используются специальные и громоздкие сканирующие системы.
В настоящее время израильские инженеры создали только лабораторный
экземпляр, готовое же изделие разработчики обещают предоставить для
тестирования в течение нескольких лет.
Рис. 4. КА «Луна-Глоб» (изображение: журнал «Российский космос»).
Что нас губит
Задаю Пестунову самый больной для любого разработчика вопрос о коммерческом «спросе-сбыте».
— Потенциальные заказчики на приборы такого класса в стране есть, —
уверенно говорит он, — но отношение у них «магазинное»: а не продадите
ли нам готовый товар? Хотя ясно, что под каждую задачу создается свой
уникальный прибор. Чтобы иметь на складе множество базовых
«полуфабрикатов» под цели и типоразмеры потенциальных заказчиков, НПО ИТ
пришлось бы вложить очень большие деньги, что объединение не может
сделать по определению. Готовый «бесплатформенный инерциальный блок»
стоит сегодня, по мнению потенциальных заказчиков, дороговато. В
определенной мере это объясняется тем, что не всегда удается применить
новейшие технологические решения, в ряде случаев неоправданно
преобладает ручной труд. Плохо, что в очень многих высокотехнологичных
видах производства мы в 1990-е годы остановились в развитии, а в
некоторых и вовсе утратили.
Конкуренты? Конечно, они есть. И в России, и за рубежом, хотя
американцы таких гироскопов не продают, аналоги можно купить в Германии
или Франции, доработав их потом под свои задачи.
— Как вы оцениваете перспективы этого направления приборостроения в нашей стране?
— Где-то в 1984 году я участвовал в заседании Военно-промышленной
комиссии, где речь шла, в частности, о развитии волоконно-оптической
гироскопии в Советском Союзе. Вопрос ставился так: стране нужно
выпустить, допустим, 10 000 ракет (цифра условная). Произвести для них
такое количество механических гироскопов наши заводы не смогут. Поэтому
надо наладить массовое производство гироскопов на новой
научно-технической основе. Но технологического «рывка» не вышло: слишком
велика оказалась инерция предприятий, десятки лет выпускавших до этого
именно «механику». А потом пришла перестройка, массовые сокращения
ракетных программ — что военных, что космических. В итоге до последних
лет мы в целом оставались в этой области на уровне начала 1980-х годов. И
только с начала 2000-х наша группа и еще несколько предприятий начали
активно развивать волоконно-оптическую гироскопию. А наши западные
«партнеры» за это время шагнули дальше, создав гироскопы следующего
поколения. Речь идет о так называемых MEMS-системах — микромеханических
гироскопах, использующих эффект Кориолиса и технологию кремниевых
микросхем. Вес этих систем исчисляется уже в граммах.
— И все-таки: окупится ли в России серийный выпуск гироскопических систем, подобных вашей?
— Заказов на современные гироскопы именно в нашей космической отрасли
сегодня, мягко говоря, немного. Несколько десятков или сотен приборов
на ближайшие годы — это трудно назвать «рынком сбыта». Но есть
перспективы использования этой техники для вполне земных нужд. Например,
на диагностических железнодорожных вагонах — для определения качества
железнодорожного полотна: наклона, сколов, трещин. Сейчас инерциальные
системы стоят внутри вагонов и корректируются по спутнику, а информация о
рельсах доходит с помощью специального датчика. Бесплатформенные
приборы типа наших можно было бы установить на каждое колесо этих
вагонов, обеспечив гораздо большую точность измерений.
Правда, массового производства под эти задачи тоже не получится:
диагностических поездов немного, а оснащаются оборудованием они надолго.
И все же думаю, что в стране существует еще немало хозяйственных и
научных сфер, где требуются такие компактные и точные приборы, как у
нас. Кстати, повсеместное применение их в космической технике само по
себе может способствовать ее эволюции к малогабаритным и при этом
надежным в управлении аппаратам.
К тому же вряд ли стоит забывать и о другой стороне медали: эти
разработки были, есть и будут стратегическими для нашей оборонной мощи. А
что такое «окупаемость» по отношению к военной технике, я хоть убей не
понимаю…
Пожалуйста, оцените статью:
- Источник(и):
1. izvestia.ru
|