Потребность в IT - специалистах
Еще
три года назад, до наступления кризиса 2008 года, на отечественном
ИТ-рынке явно ощущалась нехватка специалистов практически всех
специализаций. Начиная с программистов и заканчивая директорами
ИТ-служб. И это при том, что, согласно исследованию, инициированному АП
КИТ, в 2005 году в России было выпущено больше 85 тысяч специалистов в
области ИКТ, 50 тысяч из которых получили углубленное ИТ-образование.
Многие говорили об этой проблеме, общее мнение было таково, что
ИТ-компаниям нужно самим предпринимать усилия по подготовке
сотрудников. Некоторые крупные компании запускали различные
университетские программы, открывали совместные кафедры, создавали на
базе университетов ИТ-магистратуры (например, Академия АйТи сделала это
совместно с МИСИС). Все это было направлено на то, чтобы уже на этапе
вузовской подготовки подбирать наиболее талантливых выпускников и
формировать из них будущий штат. При этом общая численность
ИТ-специалистов, работавших в российской экономике в 2009 году, была
чуть больше миллиона человек, около 1,5% трудоспособного населения (что
на мировом фоне очень немного).
В США этот показатель равен 3,7%, в
Великобритании и Германии – примерно 3,2%. В разгар кризиса
ИТ-специалисты оказались одной из немногих категорий сотрудников,
которых компании по возможности предпочли сохранить. Конечно, на рынке
труда оказались люди, ранее занятые в свернутых из-за кризиса проектах,
но специалистов по поддержке инфраструктуры и профессионалов высокой
квалификации это коснулось не так сильно. Что касается первых, то тут
все ясно, при отсутствии надлежащей поддержки инфраструктура не будет
нормально функционировать, а значит, велика вероятность остановки
завязанных на ней бизнес-процессов.
C профессионалами все оказалось не так
просто. Компании старались не просто оставить таких сотрудников, но и,
вкладывая в их подготовку немалые средства, сделать «универсальных
специалистов», способных в дополнение к уже имеющимся обязанностям,
взять на себя задачи, ранее решаемые теми людьми, что попали под
сокращение. Однако удалось это далеко не всем… К настоящему времени
ситуация на ИТ-рынке стабилизировалась, но можно с большой долей
уверенности сказать, что в ближайшие годы мы снова столкнемся с острой
нехваткой специалистов, как по «софту», так и по «железу». Если
информационные технологии продолжат развиваться теми же темпами, число
востребованных рынком специалистов в несколько раз превысит количество
выпускников вузов соответствующей квалификации.
А это, в свою очередь, будет тормозить
развитие ИТ-индустрии и экономики в целом. Дефицит будет обусловлен и
тем, что по-прежнему выпускники технических вузов не готовы к реальной
работе, оторваны от «индустриальных» стандартов. Да и как готовить, если
изменения в ИТ происходят все быстрее. Актуальные на сегодняшний день
знания устаревают в среднем через год-два и требуют апгрейда. Даже в
отдаленной перспективе российская система базового образования не сможет
готовить людей стопроцентно и навсегда готовых к работе в компаниях в
такой ситуации. Более того, в последнее время, обучение на классических
авторизованных вендорских курсах, заточенных под практику, тоже не
всегда отвечает требованиям заказчиков-работодателей – им нужны
специалисты, способные применять знания в различных весьма нетривиальных
ситуациях.
Поэтому сегодня ИТ-профессионалу стоит
думать не только о специализации в какой-то одной области, но и об
умении строить решения на основе технологий разных производителей,
подгонять их под реальные бизнес-задачи. Именно универсальность зачастую
является важнейшим критерием, определяющим полную занятость в период
глобальной рецессии, вторую волну которой мы наблюдаем сегодня. И если в
данный момент рынок ИТ-услуг еще не реагирует остро на ситуацию, уже
ставшую реальностью в других секторах экономики, то говорить о
каких-либо гарантиях его стабильности в ближайшем будущем явно не
приходится. Эта ситуация не может не волновать всех, кто так или иначе
занят в ИТ-индустрии.
Возможно сегодня самый благоприятный
период для того, чтобы определить те области и направления, в которых
хотелось бы применить себя в ближайшем будущем, когда многие не столь
прагматичные конкуренты уже лишатся своих мест, заказов и иных сфер
приложения своих усилий. В ближайшие годы спрос работодателей скорее
всего будет сдвинут в сторону специалистов по инфраструктурному
обеспечению – разработке, внедрению и обслуживанию ПО, а также экспертов
в области веб-систем и информационной безопасности.
Перспективные и широко обсуждаемые
направления развития рынка ИТ-услуг – облачные вычисления, виртуализация
и т.д., на волне моды, притягивают внимание, как специалистов, так и
работодателей. Сегодня, пожалуй, наиболее актуальный тренд –
разобраться, как виртуализация применима в различных ситуациях для
решения реальных бизнес-задач. Очевидно, что бизнес будет с каждым годом
все больше «уходить в Интернет». Понимание фундаментальных сдвигов,
которые происходят в индустрии, и связанных с ними процессов на уровне
стратегии и технологий – вот что наиболее важно для ИТ-специалистов.
http://i-business.ru/blogs/453
http://portaltele.com.ua/article/business/7001-2011-10-20-19-23-15.html
|