Всем известно, что у мобильного интернета
начинаются серьезные проблемы, когда дело доходит до настоящей
мобильности. Поездка на машине или поезде автоматически лишает вас
доступа в интернет. По крайней мере, лишала, ведь тема интернета в
транспорте – довольно перспективная. Мы решили узнать, какие подводные
камни могут ожидать пользователей интернета на транспорте, а также какие
сервисы пригодятся начинающему путешественнику. Ведь на остановках
интернет наверняка найдется.
Как и вся наша жизнь, Интернет давно уже вышел из помещений и стал
мобильным. Само понятие мобильный Интернет означает, прежде всего,
возможность получать доступ к глобальной сети в движении.
Автопроизводители уже давно поняли этот тренд, предлагая покупателю
выбирать не только традиционные «лошади», «литры на сотню» и «дюймы в
колесах», но и различные сетевые функции. Авиаперевозчики также
стараются баловать своих пассажиров доступом в Интернет. И
железнодорожники не отстают от глобальных тенденций.
Однако скорость внедрения скоростного интернета на транспорте
остается все еще низкой: сказываются технические трудности и дороговизна
оборудования. Так, если в режиме «пешехода» мобильный интернет работает
без проблем, то в машине или поезде сразу же начинаются «пляски с
бубном». Например, Peoplenet, знакомая всем пользователям беспроводного
интернета, может обеспечить связью на скорости до 120 км/час.
Осведомленный читатель возразит: «как же так, ведь скорость
распространения радиоволн такая, что машина все равно будет казаться
неподвижной!».
Конечно, так оно и есть, но даже та, небольшая скорость транспортного
средства, вносит свои коррективы. Если объяснить «на пальцах», то чтобы
ваш мобильный телефон принял сигнал базовой станции, она должна точно
знать его местоположение в пространстве. А из-за того, что мобильник
находится в движущемся транспортном средстве, он успевает немного
переместиться. В итоге – мобильный телефон и отправленная базовой
станцией информация разминутся, а на экране мобильника высветится ошибка
в передаче данных.
У железнодорожников ситуация еще сложнее (возможно именно поэтому все
мобильные операторы стараются покрыть автомобильные трассы, «забивая»
на железную дорогу). Дело в том, что железнодорожный вагон имеет слишком
толстый металл корпуса и непробиваем для радиоволн. Даже стеклянные
окна, и те покрыты тонким слоем металла для улучшения теплоизоляции.
Исследования показали, что внутри вагона телефон сразу же теряет 1-2
«палочки» сигнала, что в условиях движения и сложного покрытия означает
отсутствие связи.
Тем не менее, европейцы и россияне уже несколько лет могут ездить в
поезде и пользоваться интернетом. Украинская железная дорога решила не
отставать и к Евро-2012 осчастливить своих пассажиров интернетом.
Инициатива, конечно, похвальная, но при более детальном анализе
возникают сомнения в осуществлении, по крайней мере, в заявленные сроки.
Во-первых, желание интернетизировать железную дорогу изъявил лишь
Укртелеком, который работает в стандарте UMTS, поэтому базовые станции
вдоль железной дороги надо будет ставить даже чаще, чем шпалы на рельсах
или же оснащать каждый вагон поезда фемтосотой. По предварительным
оценкам, весь проект выльется в $35 млн, что слишком много для одной
компании.
Однако, даже не смотря на большую стоимость внедрения самого интернета,
все потенциальные пользователи столкнутся с одной очевидной, но сильно
мешающей проблеме. Вспомните, сколько обычных розеток на 220 В
приходится на вагон? Их число можно пересчитать по пальцам одной руки,
тогда как пассажиров в вагоне – не один десяток. Конечно, современные
ноутбуки обеспечивают 5-8 часов автономной работы от аккумулятора, но в
жизни все бывает, и хотелось бы, чтобы розетка была не одна на весь
вагон, а хотя бы одна на купе.
В заключение отметим, что даже прогрессивная Европа обеспечивает
интернетом лишь самые популярные маршруты. Тогда как украинская железная
дорога лишь начнет с популярных маршрутов, обеспечив интернетом каждый
поезд. Остается лишь надеяться, что хорошая инициатива не окажется лишь
громким пресс-релизом, а действительно осчастливит всех путешественников
доступом в Сеть.
Сергей Колосков